Здравствуйте! Хотел бы поднять одну очень непростую и неоднозначную тему. Дело в том, что мы все, живущие на этом свете, увы, не молодеем. И, если наша кожа обвисает, межпозвонковые диски стираются, кости становятся хрупкими, а внутренние органы дряхлеют, то ясность мысли - понятие с широким смыслом. Как часто нам всем приходится видеть людей в возрасте (как правило за семьдесят), которые ужасно медлительны и ничего нового не могут усвоить. И, ладно бы процессы деградации личности, связанные со злоупотреблением спиртного или с душевными заболеваниями, но речь о вполне себе нормальных людях прошлых десятилетий. В своё время они были весьма активными, современными и очень даже образованными! Сегодня, это, по факту, беспомощные старики. Люди, которые когда-то сами ловили мошенников, сегодня, готовы верить на слово первому встречному. Люди, которые ремонтировали серьёзные агрегаты на производстве, сегодня не в состоянии понять как включить смартфон. И таких примеров великое множество. Невольно задаёшься вопросом - меня неизбежно ждёт та же участь?
И, казалось бы - смирись. Возраст - ничего не поделаешь. Но, какой же диссонанс можно словить в голове, когда тебя, относительно молодого и шустрого, грамотно, квалифицированно и внятно ставит на место старичок лет так под семьдесят пять. Более того, ты вдруг понимаешь, что у этого человека реально есть чему учиться, и далеко не один месяц! Что же это? Природная аномалия? Исключение из правил? Позже, ты находишь ещё и ещё таких людей в возрасте. Как же так получается? Кто-то говорит, что ему помогает счёт. Просто, каждый день складывают, вычитают, делят и умножают большие числа в уме. Кто-то занят деятельностью, связанной с программированием и постоянно находится на передовой новых технологий. Кто-то ведёт активный, общественно-политический ритм жизни!
Так, значит, есть шанс не быть овощем, под старость лет? И, что для этого нужно делать, или напротив - не делать? ))) Вот, только прошу, по возможности, не предлагать в обсуждениях вливание или впихивание в свой организм чего-то неимоверно полезного, с вашей точки зрения. Ну вот не работает это. К примеру, допустим - морковка. Ну и буду я, не просто старым дураком, а старым дураком с морковкой. ))) Внукам, кнешн понравится смешной дед, но суть же не в этом... )))
Кто-то утверждает, что мозг это та же мышца, которую нужно тренировать. Знаете, за время карантина я столкнулся с этой теорией на практике. Мне нужно было обучить своих родственников в почтенном возрасте, основам цифровой реформы нашего общества. По началу я буквально начинал психовать на каждый глупый вопрос, задаваемый ими спустя три минуты после моих объяснений. Потом, я понял, что ситуацию это никак не исправляет. Ситуацию не исправляет и так называемый "армейский" подход. Это, когда - вот зубная щётка, вот платц, и чтобы к обеду всё блестело, как во рту! К обеду результат ровно на том же месте, но со слезами и нервными срывами возрастных "учеников". Решил подойти с научной точки зрения и разобраться ПОЧЕМУ возрастной категории ничего не влазит в голову. Первое, что я вспомнил и понял, это притча о полном стакане воды, куда больше ничего нельзя налить. Это справедливо, но отучить от привычек и стереотипов, сами знаете - очень сложно. Нужны методы, которые буквально приходится вбивать (не не физически, а только словами) в голову - повторяя их планомерно изо дня в день. Мой метод научить чему-либо новому в цифровом мире я расскажу чуть позже, после всех размышлений. Далее, когда виден первый прогресс, бетонной стеной встаёт обнуление полученных знаний, на следующий же день. КАК?! ПОЧЕМУ?! Это загадка, которую тоже пришлось начать разгадывать. В результате я понял, что имею дело с синдромом студента. Это когда всё выучил прям на месте, быстро рассказал, и благополучно забыл. ))) Причины тут две. Первая - новые навыки только считаются необходимыми (ну, раз общество требует), но никак таковыми не являются в сознании обучающихся. Иными словами - блины напечь и бельё постирать можно и без смартфонов там всяких. А в кнопки на досуге потыкаем - чего тебе ещё от нас надо?! ))) Вторая причина - распавшиеся нейронные связи, в самом мозге. Борьба с первой причиной хоть и непростая, но возможная. Нужно просто потратить очень много времени, чтобы на конкретных примерах убедить возрастных "учеников", что без новых навыков они будут неполноценными членами общества. Требуется активизация воли, мотивация, разумная аргументация с многочисленными экскурсиями по технологичным учреждениям (типа Центров Обслуживания Населения, пенсионных фондов, органов гос. доходов, банков разного уровня) и т.п. Иными словами, нужно, чтобы процесс обучения стал востребован самими обучающимися. Борьба со второй причиной намного сложнее. Здесь уже невозможно просто взять и поставить человека перед фактом. Необходимо начать тренировки самого мозга. Из личного опыта я заметил, что восстановление нейронных связей тоже возможно, но, в случае с возрастной группой не стабильно. Расскажу про два фактора, которые помогли лично в моей практике. 1) Банальная тренировка памяти. Здесь подойдут даже простые упражнения на запоминание стихов, но лучше длинных предложений. Слово в слово, без ошибок. 2) Любопытство! Да да, несмотря на все древние пословицы про оторванные носы и свинство - без природного любопытства никуда! Это как двигатель для машины. Машину можно и в повозку запрячь, и просто сзади толкать, и даже на тросе тянуть. Но, если завести двигатель, она сама так рванёт с места - фиг догонишь. ))) Ну ладно, скажем по правде, эти машины уже быстро не ездят. Но, тем не менее... )))

Собственно всё. ))) А какой у вас есть опыт на этот счёт? Может мысли, соображения?.....

Ах да, обещанный метод освоения новшеств цифровизации. Метод состоит ровно из трёх вопросов, которые ученик должен каждый раз, строго по порядку, задавать самому себе, перед любым действием. 1) Необходимо всегда чётко знать, где ты сейчас находишься (в каком приложении, на каком пункте меню или в какой закладке)? Обычно, я прошу визуально представить дерево. Вот ствол - это, допустим, планшет. Главные ветки - программы. Ветки от каждой главной ветки - пункты меню программы, по которым можно идти ко всё более тонким веточкам (подпунктам и закладкам) и листочкам, которые и олицетворяют место выполнения задачи. 2) Что ты хочешь сделать? С этим вопросом всё просто - нужно всегда помнить основную задачу. 3) Как (или каким способом) ты будешь это делать? Здесь уже начинается мыслительный процесс планировки дальнейших шагов и вариантов развития ситуации.

P.S. Люди в возрасте очень упёртые. Это не плохо, плохо то, что под час это всё, что у них остаётся в общении. С тем же успехом можно общаться со стенкой. Ну, она есть - факт, её не сдвинешь. Общаться с ней интересно максимум пару секунд. - Здарсссьте! Вам бы обои переклеить или галтели навесить. До свидания. ))) Вот и весь разговор. Но это всё наносное, внешнее. Гораздо важнее то, что у нас огромный провал в пласте активных, образованных и адекватных представителей пожилого поколения. Иногда, прям хочется опереться на их многолетний опыт и знания. Хочется почувствовать крепкую и заботливую руку старших - как в детстве, когда мы ещё не умели ходить. А этого нет. Всё чаще ученики и учителя меняются местами. В итоге, и учителя так себе, и ученики упрямы и неповоротливы, до невозможности. Мой скромный опыт показал, что ситуацию можно "пробить". Причём, за совершенно небольшие сроки. Но, для этого нужна и общественная поддержка. Обращаясь к старшему поколению хочется сказать, что вы сами, порой, тяните своих же хороших друзей и знакомых на дно старости и беспомощности. Делаете это, когда участвуете не в трендовых социальных сетях и занимаетесь откровенным нафталином. Да, можно переучить тех, кто не скован подобными рамками. Но это печально. Знаете почему? В моём опыте, это стало возможным когда все подобные знакомые моих родственников благополучно отправились в мир иной. Когда больше не стало возможности возвращаться к привычному, милому и понятному, но по сути дурацкому и деградирующему общению. Вы сами должны помогать друг другу развиваться. Если Вы уже несколько лет получаете пенсию, это совсем не значит, что вас списали, как ненужный хлам. Вы нужны - очень нужны новому поколению. А вас нет. Вы сами себя списали, и осознанно или неосознанно, но помогаете сливаться из реальности таким же как и вы. Пока смерть не разлучает вас со всеми. Так вот, чтобы нам всегда было о чём поговорить, пожалуйста, пинайте (ну вы поняли в каком смысле) своих возрастных знакомых, друзей и близких! Сделайте так, чтобы это было популярным, среди вашего возрастного поколения. Задайте новую моду! Нам ещё столько друг другу есть чего сказать. ))) Научитесь, и начните уже учить нас, а не наоборот. В природе важны естественные процессы, а не противоестественные. Когда старший учит младшего - это естественно! )))

Теги: ум, старость, опыт, возраст, молодость, знания