Я пишу аранжировки, хотя не спешу себя называть профессионалом. Аранжировка бывает и простой, и сложной. Что мешает аранжировке быть хорошей? Это монотонность. Существует классический вариант создания аранжировок - это поступенчатое усложнение партий в каждом последующем куплете (припеве). Часто, на создание аранжировок влияет принцип литературно-театрального сюжета: "завязка-кульминация-развязка". Но это нельзя считать обязательным стержнем для каждой из аранжировок. Бывают песни с "жёсткими" куплетами и "нежными припевами". Аранжировка должна быть АДЕКВАТНА СМЫСЛУ ПЕСНИ. Структуру надо продумать... В аранжировке нежелательно дублировать каким-то инструментом вокальную партию по принципу "караоке". Дублирующая партия может быть удобна на уровне разучивания песни, где вокал должен стремится к унисону с мотивом, хотя паузы можно расставлять и по своему усмотрению. Но на финальном уровне петь под "мотив" не очень хороший вариант. В аранжировке, при её создании, существует три основных части: 1. Басы (включая ударные) отвечающие за ритм; 2. Сольные инструменты (флейта, скрипка и т.п.), которые в одних местах звучат одновременно с вокалом, в другим - заполняют вокальные паузы. Среди них отдельно выделяют ЛИДЕР-сольный инструмент, которые главенствует в проигрышах; 3. Фоновые обволакивающие звуки ("пэды"). Это три основных части. Есть и другие. Например, партию ритма может хорошо дополнять фортепианный или гитарный аккомпанемент, хотя он последнее время использует всё реже, к сожалению, особенно, во всяких ремиксах. Каждая партия в аранжировке должна находиться на своём месте и лучше всего записана в моно. Это называется панорамирование, иначе будет "каша" или "мономинус". Вокал, бас (в том числе бочку), лидирующее соло ставят как правило, в центре. Сольные инструменты, которые подыгрывают, разбрасывают "вправо-влево". "Пэды" должны "звучать ближе к центру, но издалека". Их занижают по уровню звука. Хотя иногда их выводят на первые роли. Гитару-ритм или фортепиано-ритм в моно можно "удвоить" (сделать дабл-треки), раскидав их по краям: вправо-влево и чуть-чуть рассихронизировать их, чтобы был не унисон между ними, а минимальный уровень "отставания-опережения" на доли миллисекунд . Также есть такие нюансы, как работа над частотами. Где-то надо "срезать" низы, где-то "середину" или "верха". Приходится учитывать угрозу противофазы. Естественно, надо не перегружать каналы. Далее есть такая штука, как реверберация. Одним инструментам надо добавлять задержку звука, другим - нет. Важно, чтобы итоговая аранжировка имела СТЕРЕОЗВУЧАНИЕ. Звучание из правой и левой колонки не должно быть одинаковым и это совсем не "громче-тише". Если мы открываем стереодорожку в редакторе, то замечаем, что правые и левые каналы неидентичные. И даже можно заметить, что одна дорожка может на чуть-чуть "отставать" от другой (примерно до 30 м/с). И что касается сведение аранжировки с вокалом, то я считаю, что вокал лучше всего вставить на канал в пока ещё несведённую сессию инструментов. Другой же вариант, когда создаётся готовая аранжировка и лишь потом она как цельный файл сводиться с вокалом я считаю менее удачным. Вокал приходится "вжимать в минус" и нет возможности его чуть-чуть "обволочь", к примеру, солирующими инструментами.
Вариант звучания вокала на фоне оркестра лично мне не нравится. Да, вокалист должен быть не в конце, не в среднем, а в первом ряду, но всё-таки не выбиваясь вперёд. И разумеется, оркестр его не должен глушить. Если речь о бэках, то лучше их ставить градусов на 30-35 "справа-слева". Или же удвоить "бэк" и поставить каждый по краю. Тоже самое с дуэтами. Когда поют одновременно, надо голоса разводить в сторону. Но когда исполнение последовательное, друг за другом - то по центру.
Я делаю аранжировки таким образом. Создаю миди-партии, забрасываю их в секвенсор (Cubase 5 в моём случае). Назначаю каждой миди VST-инструмент. Где-то использую живые записи инструментов через Contact5. Нашиваю на каждую дорожку плагины, осуществляю панорамирование. Если пою сам - создают отдельный канал для вокала. Лишь потом свожу...после 3-4 переслушиваниях на свежую голову. Мастеринг делаю в другом редакторе (Аудишн), где нормализую звук, обрезаю пустоты в начале-конце и задействую плагин iZotope Ozon.
Моя проблема с аранжировками возникает, когда приходится их слушать в других залах. Если у меня, с моей внешней аудиокартой и средними колонками звучит так, то в другом, концертном зале всё иначе бывает. Разумеется, там иное пространство, условия отражения звука, отдельные настройки колонок, не говоря про микшер... Иногда самому хочется сесть за пульт звукорежиссёра... Или выступать, неся собственный микшер, настроив его самому... Аранжировки создавать и просто, и сложно одновременно. Просто, потому, что забить партии - дело техники. А вот обработать и свести так, чтобы самому нравилось, как это звучало бы на конкретном пространстве - это сложно. И однозначно, что лучше работать с живыми инструментами, а не с миди, даже если и они подменяются VSTI.